Побег из Ада навстречу смерти

Недавно, была очередная годовщина "Побега из Ада" группы Девятаева, о которой мне напомнил вот этот пост. Всего в самолете, который взлетел с аэродрома в Пенемюнде было десять человек. 
О его судьбе и "Побеге из Ада", в этом году, возможно начнут снимать фильм - сюжет, конечно, сам просится на экран, вот только голливудским happyend'ом он не сможет порадовать зрителей.
Я пытался найти информацию об участников побега в 2010 году и тогда же составил первый вариант карты. За 2010 и 2011 годы, краеведами была проведена большая работа по выяснению судьбы группы Девятаева. Потому здесь в основном компиляция чужих находок, с некоторыми моими картографическими добавлениями. Дополнительные материалы и ссылки в конце поста. (Особенно рекомендую сборник "Побег из фашисткой неволи").
История конечно страшная и может быть в чем то несправедливая, но кто возьмет на себя смелость определять, кому жить, а кому погибать...





Файл с географическими метками для Google Earth 
Наиболее известным из беглецов стал летчик управлявший Heinkel He 111 H-22 - Михаил Девятаев. О судьбе остальных участников побега интересуются меньше. Лишь в 2010 году, Михаил Сердюков, родственник Тимофея Сердюкова, бежавшего в составе группы на бомбардировщике, в рамках проекта "Аллея российской славы" стал устанавливать памятные знаки "Побег из ада", во всех городах и селах, где жили участники героического перелета.



Побег

Этот камень установлен на месте, откуда взлетел Heinkel. Фотография довольно редкая - в основном туристы снимают места так или иначе связанные с разработкой и запусками FAU. 


Источник

Пролетев 300 км Девятаев посадил самолет на брюхо южнее деревни Голлин (северо-западнее 3 км от Шлоппе - Człopa - Члопе), на территории нынешней Польши. Перед посадкой он был подбит советской зинитной артиллерией и загорелся.  ;Девятаеву удалось сбить пламя, бросив самолёт вниз со скольжением, и выровняв его над лесом. После «жёсткой посадки» раненые беглецы выбрались из самолета и, не будучи полностью уверенными, что приземлились в расположении советских войск (как выяснилось впоследствии, самолёт приземлился в расположении 61-й армии в районе города Вольдемберга, примерно в 8 километрах за линией фронта), попытались спрятаться в ближайшем лесу, однако обессилели и были вынуждены вернуться к самолёту. Вскоре они были подобраны советскими солдатами (которые сначала приняли их за немцев) и транспортированы в расположение части.

СПРАВКА

О приземлении немецкого самолета «Хейнкель-111» в расположении  311 СД и о задержании экипажа в количестве 10 человек

8 февраля 1945 года в 14 часов 40 минут в районе дислокации 1067 СП 311 СД (северо-западнее 3 км мест. Шлоппе) приземлился немецкий ночной бомбардировщик.

В самолете находилось 10 человек по национальности русских, бывших военнослужащих Красной Армии и гражданских лиц, угнанных немцами в Германию и находившихся в лагерях военнопленных.

1. Девятаев Михаил Петрович, 1917 года рождения, уроженец Мордовской АССР, ст. Торбеево, мордвин, образование среднее, бывший член ВЛКСМ, в Красной Армии с 1938 года, старший лейтенант-летчи, командир звена, в плену у немцев с 13 июля 1944  года.

2. Соколов Владимир Константинович, 1921 года рождения, уроженец г. Вологда, русский, беспартийный, образование 4 класса, в 1937 г. судим по ст. 162 УК РСФСР, в Красной Армии с октября 1940 г., красноармеец, в плену у немцев с августа месяца 1941 года.

3. Кривоногов Иван Павлович, 1916 года рождения, уроженец Горьковской области, Борского района, дер. Коринка, русский, бывший член ВКП(б), не судим, образование 7 классов, в Красной Армии с 1937 г., лейтенант, в плену у немцев с июля 1941 года.

4. Емец Михаил Алексеевич, 1910 года рождения, уроженец Полтавской области, гор. Галин, русский, бывший член ВКП(б), образование 8 классов, инструктор РК ВКП(б), в плену у немцев с июня 1942 года.

5. Кутергин Петр Емельянович, 1921 года рождения, уроженец Свердловской области, ст. Чернушка, русский, беспартийный, образование 5 классов, в Красной Армии с мая 1941 г., в плену у немцев  с сентября 1941 года.

6. Немченко Владимир Романович, 1925 года рождения, уроженец Гомельской области, Тереховского р-на, с. Песочная Буда, русский, рабочий, образование 7 классов, беспартийный, в Красной Армии не служил, в Германию угнан в январе 1942 года.

7. Урбанович Николай Михайлович, 1925 года рождения, уроженец Сталинской области, Чистяковского р-на, с. Ольховник, русский, беспартийный, рабочий, образование 3 класса, в Красной Армии не служил, угнан немцами в Германию в сентябре 1942 года.

8. Сердюков Трофим Герасимович, 1924 года рождения, уроженец Краснодарского края, Гулькевического р-на, хутор Родники, русский, беспартийный, образование 4 класса, не судим, в Красной Армии не служил, угнан немцами в Германию в декабре 1942 года.

9. Адамов Федор Петрович, 1918 года рождения, уроженец Ростовской области, Тацинского р-на, хутор Процико-Березовкого, русский, бывший член ВЛКСМ, образование 4 класса, рабочий, шофер, в Красной Армии с 24 июня 1941 г., в плену у немцев с сентября 1941 года.

10. Олейник Иван Васильевич, 1920 года рождения, уроженец Краснодарского края, Славянского р-на, ст. Анастасиевская, русский, бывший член ВЛКСМ, образование 4 класса, в Красной Армии с 1941 г., в плену у немцев с сентября 1941 года.

Показаниями вышеуказанных задержанных установлено, что последние несколько месяцев все они работали в маскировочной команде на немецком аэродроме острова Свинемюнде (Германия). В конце января с.г. договорились бежать из немецкого плена на самолете, предварительно убив охранявшего их часового-немца.

8 февраля с.г. во время размаскировки самолетов Кривоногов убил часового, вся команда, во главе с военнопленным – летчиком Девятаевым, сели в самолет «Хейнкель-111». Девятаев завел мотор, взлетел с аэродрома и взял курс на северо-восток, затем – на юго-восток, в 14 часов 40 минут самолет приземлился на территории, занятой нашими войсками, и при этом разбился.

Наибольший интерес из числа прилетевших представляет  летчик,  пилотировавший «Хейнкель-111», Девятаев. В 1939 г. окончил Чкаловскую школу летчиков-истребтелей. В сентябре 1941 года во время воздушного боя был ранен, а после излечения обучался в высшей разведывательной школе Красной Армии. В декабре 1942 года, не закончив школы, снова был зачислен в авиацию, летал вначале на ночном бомбардировщике ПО-2, а затем на истребителе «Аэрокобра». В июле 1944 г. в районе Львова во время воздушного боя был сбит, выбросился с парашютом в расположение немецких войск и захвачен в плен немцами.

Будучи пленным, Девятаев как летчик подвергался неоднократным допросам. После допросов был направлен в концлагерь Кенигсберг, где был обвинен в организации побега из лагеря и посажен в тюрьму при лагере, а затем в Берлинскую тюрьму, откуда вскоре попал на остров Свинемюнде, работал в аэродромных командах, а последнее время – в команде по маскировке самолетов.

Все перелетевшие на нашу сторону одеты в арестантские халаты с номерами, никаких документов при себе не имеют, в самолете «Хе-111», кроме трех бортовых пулеметов, никакого вооружения или посторонних предметов не обнаружено. Допросы задержанных – Девятаева и других – ведем в направлении изобличения их в принадлежности к разведывательным органам противника. О результатах дальнейшего следствия сообщу дополнительно.

Начальник Отдела Контрразведки

«Смерш» 61-й Армии – полковник Мандральский

«-» февраля 1945 года.

Источник: 
Михаил Девятаев. Воспоминания, отклики, публицистика, хроника. - Саранск, 2007.



Фотография на крыле угнанного самолета

После этого группа была разделена на офицеров и рядовых. Все были подвергнуты проверкам, с тремя офицерами эта процедура затянулась (до ноября 1945 года) и они не успели вернуться в действующую армию. С рядовыми и сержантом поступили проще, буквально через 2 недели после побега и проверки на Сборно-пересыльом пункте №23, они 22 февраля были зачислены в 215 АЗСП 61 Армии, а позже оказались в 337 СД, которая готовилась к Берлинской операции и форсированию Одера. 

По некоторым сообщениям они были отправлены в штрафную роту, правда я так и не нашел этому четкого подтверждения. На то, что это так, указывает в своих воспоминаниях сын Петра Адамова. "Мы, 7 человек рядовых, были вместе, а Девятаева, Кривоногова и Емца увезли. Через месяц нас бросили на форсирование «Одера», все семь человек были отправлены в штрафную роту, здесь отец был ранен, ранение было не тяжелым, и отец закончил войну в Германии, там он встретил День Победы. Военную службу закончил в Германии в 1946 году."
По информации из ЦАМО они были зачислены в 7-ю стрелковую роту 3-го стрелкового батальона 447-го стрелкового Пинского полка.
В документах 447 СП есть данные о назначения участников побега на должности помощника комвзовда, комотделения и командира расчета (противотанковоо ружья).
Выписка из приказа по 447 стрелковому Пинскому полку от 1 апреля 1945 года № 023 о назначении на должности сержантского состава. Под № 51 в списке - красноармеец Соколов Владимир Константинович, помощник комвзвода 7-й стрелковой роты; под № 55 - Кутергин Петр Емельянович, комотделения; под № 56 - Урбанович Николай Михайлович, комотделения; под № 64 - Немченко Владимир Романович, комрасчета стрелкового полка.

Сборно пересыльный пункт 23

Кутергин, Адамов, Нимченко, Олейник, Соколов

Информацию по Урабновичу и Сердюкову найти не удалось. А Немченко, записан как Нимченко. 

Вот что пишет сам Михаил Девятаев:
"Прошло несколько недель... "Хейнкель", верно послуживший нам, еще лежал посреди поля в вязкой земле, а семь товарищей из нашего экипажа, поправившись на армейских харчах, отправлялись на фронт. Недавние муки звали к мести, стремление к новому подвигу зажигало сердца.

Как-то в конце марта в палату госпиталя, где лечились Кривоногов, Емец и я, веселой толпой ввалилось целое отделение солдат, снаряженных к походу. По их свежим лицам не сразу можно было узнать Соколова, Кутергина, Урбановича, Сердюкова, Олейника, Адамова, Немченко.
Отрапортовал Соколов:
- Товарищ командир экипажа, группа участников побега в количестве семи человек отбывает на фронт.
Вперед выступил высокий, с повязкой на глазу Немченко, представился по-военному:
- Санитар стрелковой роты. С трудом допросился, чтобы взяли.
Волнующим было прощание побратимов. Люди шли в бой...
Преодолев самое трудное и самое страшное, каждый из них теперь мечтал не только о жизни, но и о победе.

Но пули не спрашивали, в кого попадать. Ко многим из этих необычных солдат судьба была слишком жестокой."

"61-я армия в первый день наступления проводила разведку боем, т.е. то же, что уже сделали другие армии фронта 14 и 15 апреля. С 6.00 16 апреля двумя батальонами от 397-й и 75-й гв. стрелковой дивизии велась разведка на западном берегу Одера. Первый батальон 212-го гв. стрелкового полка и 152-я штрафная рота в 6.15 после 15-минутного огневого налета форсировали Одер и образовали плацдарм у северной окраины Ной-Глитцена. В этом районе оборонялся 56-й егерский полк 5-й егерской дивизии. Частям полка удалось предотвратить форсирование Одера батальоном 397-й стрелковой дивизии в районе ж.д. моста у Нидер-Вутцова и ограничить расширение плацдарма у Ной-Глитцена. Предпринятая в 15.00 вторая попытка форсировать Одер у Нидер-Вутцова также успеха не принесла. Попытки усилить зацепившуюся за Ной-Глитцен группу успеха не имели."
Исаев А. В. Берлин 45-го.

Форсирование Одера 61 армией
фонд 233 опись 2356 дело 550/4
фонд 233 опись 2356 дело 550/4

Вероятно первым пошел как раз третий батальон 447 СП. Среди погибших 16 апреля оказались четверо из экипажа Девятаева, они утонули при форсировании Одера. Петр Адамов был ранен и более не принимал участия в боевых действиях.

Примерное место высадки батальона 447 СП и гибели бойцов.
Место гибели бойцов из группы Девятаева.
Панорама места высадки 

Панорама места высадки


Вид с берега 
Вид с берега места высадки 447 СП 397 СД
  


Первая страница Донесения о безвозвратных потерях, в котором перечислены четверо погибших - утонувших в Одере.



Кутергин Петр Емельянович

Кутергин

Соколов Владимир Константинович и Урбанович Николай Макарович 

Соколов и Урбанович

Сердюков Тимофей Герасимович
Сердюков

На следующий день дивизия все же смогла форсировать Одер, закрепиться и начать продвижение на запад.

Торнов

"397-я стрелковая дивизия 89-го стрелкового корпуса при содействии 286-го батальона ОСНАЗ форсировала несколько рукавов Альте-Одера к юго-западу от Брайлица и захватила город Фалькенберг на «Рейхсштрасс № 167»."

В этих боях погибли еще двое бежавших из Ада.

Олейник Иван Васильевич, наводчик ПТР 448 СП погиб 21 апреля 1945. Похоронен в 400 м южнее деревни Тернов, земля Брандербург. 

Олейник

Немченко Владимир Романович, командир отделения 447 СП погиб 24 апреля 1945. Похоронен в 400 м южнее деревни Тернов, Оберсфальдского района 

Немченко

Братская могила южнее деревни Тернов

Тернов и Терно это деревня Ternow. После войны Немченко был перезахоронен на воинском мемориале в г. Эберсвальде-Финв, ул. Фрайенвальдер-шрассе.

Место захоронения Владимира Немченко из группы Девятаева



В архиве еще попалась переписка о пенсии назначенной семье Николая Урбановича. Из-за путаницы с отчеством Макарович или Михайлович, пенсия некоторое время не выплачивалась, но потом после запроса в 1950 году, этот вопрос был решен положительно.

Урбанович извещение

Дополнительные материалы

Побег на бомбардировщике Heinkel He 111 H-22 из концлагеря с острова Узедом (Пенемюнде). Летчик Михаил Девятаев и 9 его товарищей на Gistory.ru включает в себя ссылки на статьи и передачи.

Побег из фашисткой неволи. Сборник (формат DOC, 800 кб) 

Сборник «Полёт из фашистской неволи...» посвящен всемирно известному побегу советских пленников 8 февраля 1945 года на фашистском бомбардировщике из секретного германского объекта на острове Узедом. Пилотировал самолёт М.П. Девятаев, а в «экипаже» было ещё девять узников концлагеря. В сборнике, составленном из архивных документов, воспоминаний и интервью участников событий, их родственников и друзей, фрагментов из документально-хдожественных изданий, сделана попытка рассказать о судьбах всех десяти участников исторического полёта на самолёте «Хейнкель-111». 
ПАМЯТНЫЕ ЗНАКИ «ПОБЕГ ИЗ АДА» в 2010 году установлены в родных местах воинов, совершивших этот подвиг. 
Факты из книги и фильма могут стать основой для бесед старших с молодежью о невиданных человеческих потерях военных лет, убедительным примером мужества и героизма людей. 

Побег легендарной десятки АиФ. Кубань.

Полет из ада – в бессмертие Известия Мордовии. Ива БУРНАЙКИН, научный сотрудник Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг., заслуженный работник культуры РМ


Share |